📌 НАРУШЕНИЕ КЛЯТВЫ И ИСКУПЛЕНИЕ (каффара).
═══════ ❁✿❁ ═══════
В Коране сказано: «Аллах не станет взыскивать с вас за пустые клятвы, но взыщет с вас за то, в чём вы поклялись намеренно. Во искупление нарушения клятвы следует накормить десять неимущих тем, чем вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба, тот же, кто не найдёт возможности сделать это, должен соблюдать пост три дня»
📖 Коран (5:89).
Сказал Шейх АбдуРрахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) в свое тафсире:
«Аллах не наказывает людей за празднословные клятвы, которые они произносят непреднамеренно и необдуманно. К таким клятвам также относятся те, которые человек приносит, полагая, что он говорит правду, хотя в дальнейшем выясняется, что он ошибался. Однако Аллах наказывает за клятвы, которые они приносят обдуманно и скрепляют своим намерением.
В похожем откровении говорится:
«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца»
📖 Коран (2:225).
Если человек нарушит преднамеренную
клятву, то для искупления содеянного клятвопреступления он должен накормить десятерых бедняков из того, чем он обычно кормит свою семью, или одарить десятерых бедняков одеждой,
которой достаточно для того, чтобы совершать в ней намаз, или освободить одного верующего раба, причем упоминание о верующем рабе встречается в другом кораническом откровении. Если он выполнит любое из трех предписанных действий, то искупит совершенное клятвопреступление. Если же он окажется не в состоянии выполнить их, то ему предписано
поститься в течение трех дней. Только таким образом можно искупить и смыть совершенное прегрешение.
❗Мусульмане должны оберегать свои клятвы, воздерживаясь от ложных клятв Аллахом, не разбрасываясь своими клятвами и не нарушая их. Нарушать клятву разрешается только в том случае, если этот поступок принесет пользу, поскольку совершение добрых деяний является лучшей формой сбережения клятв. Все это означает, что клятвы не должны препятствовать мусульманам совершать праведные деяния. Так Аллах разъясняет людям Свои знамения, позволяющие различить между дозволенным и запрещенным и уяснить смысл религиозных предписаний. Аллах обучает людей тому, чего они не знали прежде, и поэтому они должны быть признательны Ему. Они обязаны благодарить Всевышнего Аллаха за ту милость, которую Он оказал им, когда обучил их законам шариата и
разъяснил им эти законы».
📚 (Конец слов шейха Саади).
Говорит ибн Касир в толковании к этому аяту:
«Слово Аллаха: «Средним из того, чем вы кормите свои семьи» – как вы обычно кормите свои семьи, согласно мнению ибн Аббаса, Саида ибн Джубайра и Икримы.
Ата аль-Хурасани сказал: «Лучшее из того, чем вы кормите семьи».
Слово Аллаха: «Или одеть их».
Малик и ибн Ханбал сказали: «Необходимо выдать каждому из них одежду, подходящую для совершения молитвы, будь то мужчина или женщина.
Аллах знает лучше».
Аль-Ауфи сообщает, что ибн Аббас сказал: «Шаль или накидку каждому бедняку (из десяти)».
Муджахид сказал: «Минимум рубаха, максимум – сколько пожелаешь».
Аль-Хасан и Абу Джафар, аль-Бакир, Ата, Таус, Ибрахим ан-Нахаи и другие считали, что следует дать каждому бедняку из этих десяти по комплекту одежды.
Слово Аллаха: «Или освободить раба» – имеется в виду освобождение верующего раба.
В «Муватта» Малика, в Муснаде аш-Шафии и в Сахихе Муслима приводится хадис от Муавии ибн аль Хакама ас-Сильми, который был обязан освободить раба, он пришёлс чёрной невольницей, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у неё: «Где Аллах?», она ответила: «Он на небе», потом он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто я?», она ответила: «Ты посланник Аллаха». Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Освободи её, ибо она верующая».
Существует три типа искупления клятвопреступления, совершая любое из которых, клятвопреступник искупит свой поступок по единогласию всех учёных.
➡️ Аллах начал с того, что легче, ибо накормить бедняков легче, чем одеть их, а одеть их легче, чем освободить раба. Если человек не в состоянии совершить ни один из типов искупления, то ему
следует поститься три дня, как об этом сказал Всевышний Аллах: «А кто не найдет, то - пост трех дней».
Убай ибн Кааб и ибн Мас’уд читали этот аят: «Пост – три дня подряд».
Аль-Амаш сказал, сподвижники, в том числе и ибн Мас’уд читали этот аят именно так, хотя сам этот текст не сохранился в Коране, но как минимум это все, же толкование от сподвижников, переданное от самого пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Слово Аллаха: «Это - искупление ваших клятв, которыми вы поклялись» – это и есть искупление клятв в Шариате;
«Охраняйте же ваши клятвы!» – не оставляйте их без искупления, согласно мнению ибн Джарира. «Так разъясняет Аллах вам Свои знамения» – растолковывает и раскрывает.
«Может быть, вы будете благодарны».
📚(Конец цитирования из тафсира Ибн Касира).
❌Не правильно думать, что можно только поститься за клятву или обет, т.к. Всевышний Аллах указал на порядок в искупление.
🔸Кормление бедняков,
🔸 или предоставление им одежды,
🔸 или освобождение раба.
❗И только если нет возможности сделать что-либо из этих трех вариантов, то, как сказал Всевышний Аллах:
“Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней”.
═══════ ❁✿❁ ═══════
📌 КАК ПОСТИТЬСЯ ЭТИ ДНИ?
В фетве постоянного комитета, под номером 18446, говорится:
"Лучше если пост в искупление клятвы будет непрерывным, но если получиться так, что прервётся пост, то нет в этом проблемы".
📚 (под фетвой подписались: шейх ибн Баз, да окажет ему Аллах милость Свою, шейхи 'абдуль-'Азиз али Шейх и Салих аль-Фаузан, да сохранит их Аллах, и шейх Бакр абу Зейд, да будет
милостив к нему Аллах)
В тафсире "Джалялейн" приводится, что пост подряд не является условием, и что это мнение имама аш-Шафи'и.
Однако большинство, как упомянул об этом шейх Фаузан, считает, что пост должен быть 3 дня подряд. И в довод привел чтение ибну Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который читал этот аят так:
"Тот должен поститься в течение трех дней подряд".
═══════ ❁✿❁ ═══════
📌 КАК КОРМИТЬ:
Шейх Салих аль-Фаузан сказал:
“Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма.
Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»
📖 (аль-Бакъара 2: 184).
И текст Корана указывает именно на еду”.
📚 (см. “аль-фатауа аль-Фаузан” 3/140).
═══════ ❁✿❁ ═══════
📌 Вопрос: Разрешено ли давать искупление клятвы одному бедняку?
Ответ шейха Абдур Рахмана аль Баррака:
«Не дается искупление клятвы одному бедняку однако обязательно дать это 10, и это прямой текст Корана, сказал Аллах:
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи»
📖 (5:89),
и если кто-то дал все искупление клятвы одному бедняку, то обязательно ему дать оставшимся 9, поскольку на самом деле он не дал кроме как одному бедняку».
📚 Источник: http://albrrak.ccell.mobi/index.php?option=com_ftawa&task=view&id=37205
Передал имам аль-Бухари и Муслим то, что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует сказал:
«Тот, кто поклялся клятвой, затем увидел, что другое лучше, то пусть совершит то, что лучше и сделает искупление его клятвы (каффара)».
Также у имама Муслима — сказал Посланник Аллаха – да благословит Аллах его приветствует:
«Клянусь Аллахом, если захочет Аллах, я не клянусь клятвой, затем вижу то, что лучше этого, кроме как совершаю искупление моей клятвы и совершаю то, что лучше этого».
📚Муслим 1649.
Сказал ан-Науаи: «В этих хадисах указание на то, что кто поклялся совершением чего-то или оставлением чего-то и нарушение клятвы будет лучше, чем ее продолжение, то желательно для него нарушить клятву и обязательно для него искупление (каффара)».
📚 См. Шарх Муслим 108\11.
Однако желательность – не единственное положение нарушение клятвы.
Говорит ан-Науауи:
➡️ «Если человек поклялся на оставление обязательного или совершение запретного, то он совершил грех своей клятвой и нарушение ее является обязательным, а также искупление.
➡️ Если же (поклялся) на оставление желательного или совершение нежелательного, то желательно для него нарушить клятву и искупление обязательно.
➡️ Если же поклялся оставить разрешеное (в основе — мубах), или совершение этого, то лучше для него не нарушать клятву».
📚 См. аль-Минхадж 471 .
📌И если это ясно, то какого искупление клятвы?
Сказал Всевышний Аллах (смысл):
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что скрепили (сердцем) клятвы. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним кормлением из того, чем вы кормите свои семьи или одеть их или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Такового искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву».
📖 Сура аль-Маида 89.
Поэтому в основе своей перед человеком, нарушившим клятву выбор между кормлением десяти бедняков, одеванием их или освобождением раба.
Третий вариант, как это очевидно не присутствует в нашем случае.
═══════ ❁✿❁ ═══════
📌Для начала кто такой бедняк упомянутый в аяте?
Определил ан-Науауи бедняка (мискина) как тот:
«Кто владеет имуществом, которое удовлетворяет его основные потребности (жилье, одежда, основа пропитания), однако ему этого не достаточно. Как например если он нуждается в десяти, а у него семь или восемь».
📚 См. Раудату–т-Талибин 255\1.
Сказал комментатор «Раудату-т-Талибин» Закария ибн Муххамад ибн Закария аль-Ансари (умер в 926 году по хиджре), комментируя предыдущие слова имама ан-Науауи:
«Т.е. не достаточно ему достатком соответствующим его положению (состоянию) из жилья, одежды, расходов без чрезмерной умеренности и расточительства».
📚 См. Асна аль-Маталиб 192\5.
⚠️ Значит бедняк (мискин) – это человек, обладающий определенным имуществом, удовлетворяющим его основные нужды, однако оно не достаточно ему достатком, которое бы соответствовало его социальному положению.
Затем, по шафиитскому мазхабу в эту категорию, категорию тех, кому можно выплачивать искупление, не входят неверные, также как в вопросе заката.
❗Значит это надо отдать мусульманам.
Также нужно, чтобы было накормлено именно колличество в 10, так как это соответствует внешнему смыслу Корана.
📚 См. аль-Умм 116 \7.
❗Что касается же формы кормления и его видов, то в шафиитском мазхабе, это должно быть около 2,5 кг основной еды той страны, которая заготавливается людьми и хранится (как рис , пшено, ячмень и т.д.)
Также обязательно должно присутствовать передача во владение этой еды бедняку. Т.е. не достаточно просто накормить его пригласив домой и т.д.
📚 См. аль-Умм 117\7, Мугний аль-Мухтадж 5\54 .
И это мнение также ханбалитов и риуая от имама Малика.
⚠️ Однако ин ша Аллах более правильное мнение – мнение Абу Ханифы, также это риуая от имама Малика, мнение ибн Таймии и др., то что ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ НАКОРМИТЬ, так как больше этого в Коране ничего не упомянуто.
📚 См. аль-Мабсут 15\7, Маджуа Фатава 350\33.
Также в том, что касается определения вида и количества еды.
Сказал ибн Таймия: «И более правильное мнение – то, что следует вернуться к традиции (тои или иной страны) людей».
📚 См. Маджуа Фатава 350\33.
➡️ Значит, то что в той или иной местности будет считаться едой, кормлением с теми или иными видами продуктов будет достаточно. И это должно быть на среднем уровне того, что употребляет сам человек (искупляющий).
➡️ Что же касается одежды, то достаточно того, что можно назвать (также в традиции и понимании людей) одеждой, так как аят обобщил и не конкретизировал каким то видом одежды.
Сказал имам аш-Шафии: «Достаточно наименьшее из того, на что можно сказать что это одежда».
📚 См. аль-Умм 117\7.
⚠️ Если же нет возможности сделать что-то из этого, то тогда обязательно постится три дня.
Сказал имам аш-Шафии: «Каждый на ком лежит пост, который не обусловлен в книге Аллаха последовательностью, то будет достаточно совершить его с перерывом (т.е. если так сделает, то спадает обязательность), в соответствие с аналогией на слово Аллаха в возмещении Рамадана: «То пусть постится столько же дней в другое время».
📚 ( сура аль-Бакара 184).
И – столько же – означает число, но не означает последовательность».
📚См. аль-Умм 118\7.
Конечно в разделе – клятвы – есть и другие вопросы, однако думаю того, что было упомянуто достаточно с позволения Аллаха.